Приходится повторять ребёнку просьбу по 100 раз. Как исправить?
В этой статье объясняем, почему дети не выполняют просьбы родителей и как добиться, чтобы они выполняли их, если не с первого, то хотя бы со второго раза.
Начинать разговор по схеме «взгляд — прикосновение — улыбка»
После трёх лет у ребёнка развивается навык самостоятельной игры. Ребёнок может сосредоточенно сидеть и заниматься тем, что ему интересно. В это время восприятие внешнего мира как будто отключается. И добиться от него чего-то можно, только если сначала вывести его из состояния игры.
Как просить о чём-то ребёнка, который увлечён игрой:
-
Потрогать за руку или погладить.
-
Посмотреть в глаза.
-
Поговорить о том, чем ребёнок занят. Например, поинтересоваться, во что он играет.
-
Озвучить просьбу.
-
Дождаться ответа.
После 3 лет ребёнок уже слышит просьбы, даже если чем-то занят. Но это не значит, что он захочет бросать свои дела и начинать делать то, о чём его просят. Канадский психолог Гордон Ньюфелд предлагает решение по методике «взгляд — прикосновение — улыбка». Он уверяет, что схема работает и с маленькими детьми, и с подростками, и со взрослыми. Так мы невербально сообщаем собеседнику: «Я тебя вижу, слышу и хочу от тебя того же».
Особый случай — подростки. Они ревностно охраняют личные границы, поэтому физический контакт им может быть неприятен. Для начала достаточно посмотреть в глаза, спросить, можно ли присесть рядом, улыбнуться и уже потом переходить к просьбе.
Формулировать просьбу максимально просто
Грамотно установив контакт, мы гарантированно добиваемся внимания. А дальше успех зависит от того, как сформулируем просьбу. Повысить вероятность её выполнения помогают три приёма.
Использовать простые фразы
Важно избегать любых усложнений. Сравните две просьбы, обращённые к трёхлетнему ребёнку:
Сложно |
Просто |
«Дай мне ту зелёную книжку про Дракошу, которую мы вчера читали перед сном» |
«Дай мне книжку со стола, пожалуйста» |
«А не пора ли тебе убрать если не свою планету, то хотя бы то, за что ты в ответе: твою комнату? Хотя бы чуть-чуть» |
«Пора убирать игрушки в коробку» |
Чем длиннее просьба, тем сложнее ребёнку обработать информацию. Есть риск, что дошкольник «зависнет». Многословные фразы раздражают и подростков, особенно если сопроводить их нотациями и сравнениями с другими.
Просить что-то одно
Детям до 4 лет редко под силу обработать сложный запрос. Ребёнок может растеряться даже в ответ на, казалось бы, простую просьбу: «Переодевайся, мой руки и садись за стол». Для дошкольника младшего возраста — слишком много всего. Такие просьбы полезнее делить на части. Сперва первая просьба: «Переоденься». Когда дело будет сделано, переходите к следующей: «Мой руки». И уже потом: «Садись за стол».
Просить прямо
Дошкольникам могут быть непонятны косвенные указания в форме «Тебе что, нравится ходить с чёрными от грязи руками?». А для школьников такая фраза — повод поупражняться в остроумии и продемонстрировать упрямство. Поэтому надёжнее прямо сказать: «Вымой руки».
Напоминать по уму
Если ребёнок не выполнил просьбу с первого раза, важно напомнить так, чтобы не пришлось просить третий раз. Для этого важно говорить без обвинений и подкупа, а также не повторять просьбу. Лучше напомнить максимально коротко. В идеале — одним словом.
Например, ребёнок забыл вымыть посуду. Не стоит впадать в негатив в духе: «Ты не помыл посуду, ну сколько можно напоминать, я уже устала». Достаточно посмотреть в глаза и сказать: «Посуда».
Не кричать
Крик — демонстрация беспомощности и педагогического провала.
-
Ребёнок не услышит. Дети боятся, когда взрослые кричат. Мозг включает защитную систему «бей, беги, замри». Она отвечает за автоматические реакции, а не когнитивные способности. Когда ребёнку страшно, он перестаёт запоминать и воспринимать информацию.
-
Вырабатывается привычка реагировать только на крик. Если родители часто переходят на крик, то со временем ребёнок сделает вывод, что пока родные говорят спокойно, можно ничего не делать. Закричали — пора действовать. Но крик и ругань в семье — стресс для всех. А для родителей ещё и чувство вины.
Установить границы и правила
Просьба действенна, когда у неё есть ориентиры. Сравните два варианта:
-
«Помой посуду до 15:00».
-
«Помой посуду после обеда».
Во втором случае нет временных ограничений. На ваш вопрос, почему посуда не помыта, ребёнок скажет: «Потом». Поэтому после 5 лет надёжнее обозначать дедлайн.
Также полезно устанавливать распорядок дня. Если каждый день в одно и то же время делать одно и то же действие, то оно перестанет вызывать негатив, сопротивление и мозг автоматически начнёт вспоминать о нём.
Мотивировать
В каждом возрасте свои фишки мотивации. Например, дошкольники с удовольствием участвуют в соревнованиях «кто быстрее оденется на прогулку», «кто первый добежит чистить зубы». Но важно следить за эмоциональным состоянием ребёнка. Некоторые так увлекаются соревнованием, что начинают плакать, когда проигрывают.
Младшие школьники и дошкольники с удовольствием занимаются домашними делами, если есть игровой мотив. Например, когда за каждую выполненную задачу они получают звёздочки, фишки или другую игровую валюту, а в конце недели или месяца могут обменивать эту валюту на вкусные подарки или другие призы.
Если не по душе идея подкупать ребёнка, можно завести «карту дня» — нарисовать этапы, которые нужно пройти ребёнку (одеться, умыться, заправить постель). Если задание сделано самостоятельно и без напоминаний, отмечаем этап позитивной наклейкой. Если этап не выполнен — отмечаем его наклейкой с грустным персонажем.
В мотивации детей постарше доминирует их стремление к самостоятельности и взрослости. Например, можно отметить, какой сын стал по-взрослому сильный, и попросить принести бутылку питьевой воды. Затем похвалить силу, исполнительность и ответственность.
Показать пример
Иногда предпосылкой «забывчивости» могут стать семейные установки и традиции. Например, мама по сто раз просит что-то сделать не только ребёнка, но и мужа. Ребёнок понимает — подобное поведение допустимо.
Или такой пример: родители сами не выполняют просьбы ребёнка. Например, он просит купить чехол для телефона. Родители обещают, но то ленятся, то забывают, то им некогда. Тогда ребёнок делает вывод, что не выполненная вовремя просьба — норма.
Поэтому важно выполнять просьбы ребёнка, на которые согласились, как и другие просьбы внутри семьи.
Не выполнять просьбу за ребёнка
Если родители попросили ребёнка о чём-то, обозначили, что это его дело, то не стоит делать работу самим. Например, мама попросила дочку до 12:00 положить грязную одежду в стиральную машину и запустить стирку. Ребёнок просьбу проигнорировал. Не нужно демонстративно идти и забирать вещи из детской. Лучше не стирать бельё дочки. Так девочка встанет перед выбором: стирать самой или ходить в грязном.
Выслушать ребёнка, предложить альтернативу
Ребёнок — это личность со своими слабостями. Не стоит требовать немедленного подчинения там, где можно подождать. Например, ребёнок смотрит мультик. Ему сложно оторваться и переключиться на задачу родителей. Можно договориться о том, что он выполнит просьбу, когда досмотрит серию.
Бывает, что ребёнку лень что-то делать. Всегда делал, а сегодня лень. Стоит узнать, что случилось: он устал, плохо себя чувствует, грустит. И дальше придумать альтернативу. Например: ты можешь сегодня отдохнуть, я помою за тебя посуду, но завтра ты моешь посуду после обеда и после ужина, вместо меня.
Подсказки из этой статьи пригодятся не только для того, чтобы ребёнок быстрее выполнял просьбы родителей, но и для того, чтобы воспитать в нём ответственность, самостоятельность и приучить к дисциплине.